Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Литературный конкурс " Поэзия третьего тысячелетия "
 
Ирина Фещенко- Скворцова
30 мая 2004

1. Б.Юдин.

Привлекло сразу стихотворение об А. Блоке, которым зачитывалась в юности, люблю до сих пор. Кстати, эпиграфом выбраны строки Блока, и я заранее прошу прощения у автора, если ошиблась, не располагая, к сожалению, в бедной португальской вилле ( вилла - это не коттедж собственный, а что-то вроде села) оригиналом. Но, помнится мне, в оригинале было: ПРИБЛИЖАЕТСЯ звук, и, покорна щемящему звуку, МОЛОДЕЕТ душа .
Но, это всё не столь. Главное, стихотворение щемяще хорошо. Видно, что неравнодушно читал автор дневника Блока, не понаслышке знает его биографию. Исквозь судьбу Блока просвечивает судьба России. И как точно передано сладкоеожидание страшной трагедии Родины, было оно, было, и у Блока, и у Ахматовой. И как точно и обнажённо, я бы сказала, распиная смысл, обыграна поэма Блока вконце. Честное слово, я бы присвоила 1 место этой вещи.
Да, чуть не забыла: расстрел почему-то с одним с .
И, уж простите, не удержусь, поделюсь и своим стихом о последних месяцах Блока:
А. Блок в мае - июне 1921 г.
С отъезда, с Москвы так и маюсь.
Читал там стихи, как во сне.
Все сразу цвело этим маем,
И было тепло. Но не мне.

Ночное далекое небо.
Полегче. К окну подойти.
Прислали мне русского хлеба
Без примеси даже почти.

Лишь тень уходящего чувства:
Заплакать бы, Любу крестя.
Россия, проклятая чушка,
Сжирает родное дитя.

( Ирина Фещенко-Скворцова Острей кристалла , стихотворения, эссе, Киев, 2001)
Что касается стихотворения о Маяковском - оно не настолько меня тронуло,
остались, пожалуй, только вот эти строчки:
Он же знал, что есть слова не на показ -
Те, к которым подползают поезда.
Что касается техники, то в предпоследней строфе первая строка режет ухо сбоем.
Да, пожалуй, эти стихи не впечатлили.


Владимир Бондарь


ВОЙНА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО'.
Именно так озаглавил небольшую подборку из трех стихотворений Борис Юдин, приславший свои стихи, как член Жюри, вне конкурса. Я долго думал, почему же он так их назвал? Ведь и блокада, и массовые расстрелы, да и кровопролитные битвы наших далеких предков (как с врагом внешним, так и между собой), разумеется, имели место в реальной истории. Возможно, дело в том, что автор, не сталкиваясь с войной лично, пишет то, что рождается в его воображении? Или наоборот - автор слишком близко столкнулся с ней в своей жизни, и ему просто очень хочется, чтобы ее не было. А может быть, причина в чем-то совершенно другом. Не знаю. Но, в любом случае, это авторский взгляд на события прошлого и авторское к ним отношение.

'Помню - пели в теплушках солдаты:'.
Просто, доступно и понятно. Тем и хорошо. У людей, переживших Блокаду, страх мучительного голода остается в подсознании на всю жизнь. Моя мать, до самой смерти, даже в самые благополучные, сытные годы, когда резала хлеб, аккуратно смахивала хлебные крошки в ладонь и съедала. И я очень отчетливо могу себе представить как ребенка, открывающего окно в огромный мир, так и взрослого человека, делящегося с голодными птицами своим хлебом.

'День Победы'.
Очень сильное, метафоричное стихотворение. И, так же, как у капитана первого ранга Беридзе, я испрашиваю у автора разрешения на возможное его использование в моей основной работе.
Не могу не обратить внимания на отсутствующие пять запятых в строках:
':Снят клюв. Воронея блестит на стене:' - необходима запятая после слова 'воронея';
':А Ворон не может забыть о войне:' - не хватает запятой в конце строки;
':Он Ворон, он Вран - он чует где враг:' - нужна запятая после слова 'чует';
':И говорил, что смертельно устал:' - нет запятой в конце строки;
':И историк запишет своим стилом:' - нет запятой в конце строки.
И еще: подумайте, может быть, стоит закавычить 'конь вороной', чтобы каждому было ясно, что это не просто вороной конь, а 'конь вороной' из Апокалипсиса. Все же, это цитатно.
Да, кстати, чуть не забыл: в предыдущем стихотворении в конце строки ':Открывая окно в белый свет:' тоже необходима запятая.

'Вой на!'.
А вот это стихотворение, достаточно добротно сработанное, я воспринимаю именно, как сделанное. Разумеется, это мое субъективное мнение, но мне кажется, что старославянские архаизмы, все эти 'вои', 'рати', 'оратаи', 'зегзицы' (кто не знает - 'зегзица' означает 'кукушка') очень плохо сочетаются с сегодняшними 'снарядами, в клочки рвущими тучи', 'рэпом', 'траурным крепом', а также с Ромулом и Ремом, никогда в жизни, насколько я помню школьный курс 'Истории Древнего Мира', не имевшим к русичам никакого отношения.
Мне могут возразить, что автор писал о Войне во вневременном, всемирном масштабе, что образ седых Ярославн (не 'Ярославен', как просклонял автор в винительном падеже множественного числа имя Ярославна) - это собирательный образ вдов всего мира, как венчанных, так и соломенных, но, в этом случае, я просто не вижу настоятельной необходимости в стилизации под Древнюю Русь.
Попутно: прилагательное 'княжий' (княжеский) во множественном числе пишется 'княжие' (княжеские); причастие 'отточеной', в данном случае, нужно писать с двумя 'Н', кроме того, оборот 'саблей отточенной' необходимо выделить запятыми, поскольку он существует в значении 'как отточенная сабля'.
Впрочем, эти ошибки, как и недостающие запятые в предыдущих стихах, я, пожалуй, могу отнести за счет небрежности, невнимательности или рассеянности автора.





Конкурс фантастического рассказа.

Татьяна Тайганова, 19 мая 2005 г.


МИССИЯ


Хороший рассказ. Непрямолинейный. Умный.


* * *
Человек до самой смерти берег себя для некоего мессианского дела. Скрывая тщательнейшим образом свои сверхчеловеческие возможности от всех. Прожил абсолютно непримечательную и неяркую жизнь. Уже пенсионер, уже восьмой десяток. И сердце прихватило у героя от простенького такого испуга - вдруг потерял кошелек и не дотянет до пенсии.

А были Способности. Сверходаренность, которую папа с мамой настойчиво требовали скрывать, чтобы не вычислили и не ликвидировали Чужаки. И не проявил человек ни одного своего таланта. И лишь перед самой смертью, показалось, - или не показалось? - получил наконец распоряжение от отца - действовать. И, став молодым и сильным, пошел напролом - спас от самоубийственной смерти молодую женщину и малого ее ребенка.


* * *
Этого ли момента ждал он больше семидесяти лет? И требовались ли для таких усилий сверхчеловеческие способности? А если б не пришлось ждать распоряжения от авторитетных родителей - не сделал ли бы он больше? Да и был ли момент подвига вообще? Или герой остался сидеть на пенсионной скамеечке, где прихватило сердце? Или вообще это предсмертное видение?

Прямого ответа мудрый Автор не дает, но это не недостаток, это сверхзадача - соединить упущенное возможное с уже невозможным. И делается больно, и совесть что-то шепчет напоследок:

Хороший рассказ, спасибо.

8 баллов.


 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Рейтинг@Mail.ru
Жена Никодимыча
Поздравляем! Вы - Жена Никодимыча! Круче Вас только горы! Вас боится и слушается сам Никодимыч! Мы тоже к Вам со всем уважением и почтением.
Пройти тест