Предыдущая   На главную   Содержание
 
Альманах "45-я параллель" 1 октября 2013
 
Яков Каунатор
ДАКТИЛОСКОПИЯ

(заметки о поэзии Бориса Юдина)

"Дактилоскопия - метод идентификации человека по отпечаткам пальцев (в том числе по следам пальцев и ладоней рук), основанный на уникальности рисунка кожи. Широко применяется в криминалистике".(Википедия)
Дактилоскопия - наука относительно молодая, далеко ей до литературоведения. Но как ни странно, между этими, казалось, абсолютно различными предметами науки, куда больше общего, чем различий. Как и дактилоскопия, литературоведение изучает следы, отпечатки, оставленные литераторами.
У каждого поэта несомненно свой почерк. У каждого - свой голос. У каждого стремление сказать миру: "Я пришёл сказать вам Слово!"
У Бориса Юдина несомненно есть и почерк, и голос.
Мы все 'родом из детства'. А детство наше, как и вся наша жизнь, состоит из времени и пространства. Это и есть наша колея. Помните у Высоцкого - "Своя колея"? И в каждом стихотворении поэт Борис Юдин придерживается собственного пути. Из этого удивительного сочетания времени и пространства и создаётся поэтом то, что зовётся жизнью. Вот и последуем вместе с поэтом по колее под названием Время:

Во времени :

Удивительным образом Время присутствует почти в каждом стихотворении поэта. И всегда оно разнолико. Часы и сутки - сиюминутны.

***
"Ляжет вечер тишиной на плечи. "

***
'Белая звонница в озеро смотрится.
Утро туманно.
Так окунается в зеркало модница.
Благоуханна,'
***
'Утреник прихватывает лужи,
Хрустка грязь просёлочных дорог,'


В этой сиюминутности ещё нет нерва. В этих стихах - осязаемость среды и повседневного бытия. Они легко читаются. Пейзажные и бытовые зарисовки просты и незамысловаты. Но это - кажущаяся простота. Всего лишь то, что лежит "над водой." Но есть ещё некое объединяющее "подводное течение". "Ночью", "вечер", "под утро", "завтрашнего" - всего лишь отправные точки двжения в будущее. "Подводное течение" времени - это то, что объединяет. Плавное, неторопливое, оно не возвращает нас в прошлое, а устремляет в будущее. Словно в замедленной съёмке, в этой неторопливости живёт ощущение покоя и предчувствия будущего:

'Ночью высыпал иней и стала седою сосна.
Значит - поздняя осень, морозец, и кофе спросонья.
Я щекой прикоснулся к простуженной раме окна:

***
'И в восторге от музыки цвета
В странных песнях заходится ветер.
Выйдешь утром полуодета,
Скажешь: "Дождь. Никуда не поедем".


Время - ощущение :

А дальше... Дальше "утро - ночи - вечера" сменяются зимами, вёснами, осенью. Это уже не "сиюминутность", а некий "затяжной прыжок". Куда? Зачем?

И вот в мороке слякотного марта
Встаю в немую очередь у касс
И покупаю суету плацкарты:'

Что-то не так в этих стихах... Чем-то, кажется, невидимым, отличаются они от "утро-вечер"... Там время текло пусть - для одного, "пусть для обоих", как пелось в одной песне. Здесь же ощущение, будто время замерло, как "замёрзшие на платформе станций очень кучевые облака." Там - "Остановись мгновенье, ты прекрасно!" - и взгляд останавливается на мельчайших деталях бытия. Здесь время монотонно, тягуче. И в этой монотонности, где осени сменяются зимами, зимы - вёснами, вёсны - летом, нет места созерцательности. На смену ей приходит иное - ощущение времени.
Чаще всего это ощущение созвучно психологическому настрою.

Всё дождит и дождит, и дождям этим нет угомону.
Всё опять и опять горизонт за рекою свинцов.

И от этих строк - "Всё дождит и дождит..." - возникает ощущение едва ли не физической боли. Вот так метроном своим размеренным и постоянным "шагом" вызывает подчас головную боль. И кажется, что становишься узником этого времени, тягостного и безнадёжного. Осень...

И прогноз безнадёжен настолько, что хочется выть.

Странное ощущение безнадёжности, из которой вырваться можно лишь в болезненном воображении:

А куда улетишь? На дворе льёт, как будто из крана.
Лучше буду мечтать как однажды уйду налегке
Целовать, умиляясь, суровую морду варана
И лежать рядом с ним на горячем, как печка, песке.

Время - Осень... Странное время, в котором переплетение и тоски, болезненного одиночества, когда возникает чувство покинутости всеми и всем, и - неожиданно - в этой же Осени ощущение умиротворённости:

Вянут георгины в палисадах,
Реки, как литое серебро.
Ночи в сентябре полны прохлады
И нежны, как девичье бедро.

Ляжет вечер тишиной на плечи.
Перед тем как отойти ко сну
Покурю немного на крылечке,
Вслушиваясь в эту тишину.

Каждому времени года - своё мироощущение. И осенняя умиротворительная тоска вдруг взрывается всплеском адреналина:

'Чист небосвод, сочнее светотени,
Стройнее угловатых яблонь стать,
И на ветвях такое белопенье,
Что хочется скворцом защебетать.

Весна... И в этом времени - не просто пробуждение жизни, но вместе с ней - пробуждение эмоций:

Она придёт, моя весна, по оспинам проталин,
Чтоб тёплый ветер рвался в грудь и бронхами свистел,
Чтоб сон и явь переплелись в тугих объятьях спален,
Чтоб облака - как паруса на спинах каравелл.

Она придёт, моя весна, безумством яблонь пенных,
Девичьим смехом, пеньем птиц и шёпотом травы.
А свежих пашен феромон - адреналином в вены,
Чтобы повышался урожай у ярых яровых.

И если там, в "утро - вечер" настоящее плавно и естественно перетекало в будущее, здесь - странное переплетение настоящего и прошлого, прошлого и будущего.

'Ветвились липы, в облака стремясь,
При виде пчёл тычинки возбуждались.
И мы с тобой тогда вступили в связь,
Чтоб превратиться в зреющую завязь.'

В стихах Бориса Юдина есть замечательная особенность. В них - герой живёт во Времени, и вместе они составляют единство. И ощущения героя - они естественная часть некоего целого, эти ощущения неотделимы от природы. Всё соответствует внешему явлению, иными словами, в стихах поэта полное единство внешних природных проявлений и внутреннего восприятия этих явлений.
И странное чувство, будто все эти ощущения принадлежат не герою, а мне, читателю.


И наша жизнь упрямо шла к тому,
Что было неизбежно и привычно.

Время - осмысление :

Неожиданно мы пришли ко времени, обозначенному годами прожитой жизни. И в этом находится вступление в мудрость, как стремление осмыслить, осознать - что же такое - возраст? Что же такое - Время?

Когда - нибудь...
А, всё- таки, когда?
Тогда, когда меня уже не будет
И комнаты наполнит суета
И любопытные чужие люди?

Когда не будет, будней, дней и бу...
Что?
Будущего? Букв? Протуберанцев?

Есть некие знаковые "зарубки" в наших датах, в нaшем возрасте. Высоцкий пел:

"А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.)
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал."

Вот и у поэта Юдина есть своя "зарубка" на цифре 33:

'На пластинке виниловой цифрами - возраст Христа :
Тридцать три оборота. Всё ж лучше, чем семьдесят восемь.

Тридцать три оборота судьбы - на потом, на потом, на потом: '

А следом -другая "зарубка" :

В ожиданьи завтрашнего снега
Пароходик стонет на реке.
Серединка прожитого века,
Как огрызок яблока, в руке.

* * *
Итак, всего полвека до,
А, может быть, полвека позже:
Но не подводится итог,
На приговор суда похожий.

Для меня же в поэзии Бориса Юдина - это возможность сотворчества. Это моими словами изъясняется герой, это мои мысли вдруг оказались начерченными на белом листе бумаги. И для меня загадка: какими тайными средствами удалось автору из общего вычленить личное, да ещё превратить это личное в моё собственное?

Как хорошо болтать о всяком вздоре,
Смеяться, петь, смотреть девицам вслед.
И кажется, что нет ни бед, ни хворей,
И верится, что смерти больше нет.

* * *
Всё утро на окне, как на мольберте,
Писалась непогода. Ветер креп
И ливень выбивал по крыше стэп
И думалось о неминучей смерти.

Поэтическое время многовекторно и бесконечно. Мы - лишь "временные попутчики" в нём... И всё же...всё же... Почему-то не возникает в его стихах состояния угнетённости и обречённости.

* * *
Может быть, в крови и суеверьях
В царстве трын-травы и лебеды
Вызреют на молодых деревьях
Вместо горьких сладкие плоды.
* * *
Был птичий щебет радостен и звонок,
И мир был первозданным, как ребёнок,
Который выдохнул свой первый крик.

ВРЕМЯ - СОЗЕРЦАНИЕ
ВРЕМЯ -ОЩУЩЕНИЕ
ВРЕМЯ - ОСМЫСЛЕНИЕ

Впечатления на сетчатку,
Как свинчатка в висок, впечатаны.
Жили-были, удары копили.
И оставили, как ни печально,
Лишь случайные отпечатки.

Вот такая дактилоскопия.

 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Рейтинг@Mail.ru
Жена Никодимыча
Поздравляем! Вы - Жена Никодимыча! Круче Вас только горы! Вас боится и слушается сам Никодимыч! Мы тоже к Вам со всем уважением и почтением.
Пройти тест